четверг, 24 октября 2019 г.

Ёросику отаномо:симасу.

Сей блог имеет целью собрать в одном месте материалы по субъектам традиционной японской культуре развлечений, а именно — гейшам и юдзё.
 


Гейши — явление чисто японское, тем самым весьма увлекательное. Гейша — это друг, собеседник, психолог, соблазнитель, невеста и шоумен в одном лице. Мужчины приходят в чайные домики за фантазиями, безопасным флиртом и возможностью почувствовать себя королём. И за всё это платятся большие деньги. Причем секс — самое последнее на уме посетителей. Конечно, между гейшей и её клиентом случается интимная близость, но это скорее исключение, чем правило. Гейши даже не предлагают своё тело, но предлагают свою компанию и внимание. Гейши могут встречаться с клиентами вне вечеринок, сопровождать их на светские рауты или по магазинам — всё это по договорённости. Основное поле деятельности гейш — банкеты «о-дзасики». «Провести вечер с гейшей» значит «веселиться до упаду, слушать традиционные японские песни и танцы, есть лучшие блюда из дорогих ресторанов и окунуться в прошлое, оставаясь в настоящем». Гейши — не проститутки, наоборот, исторически, им было запрещено заниматься проституцией, чтобы не составлять конкуренцию зарегистрированным жрицам любви.

Так за что же платят клиенты? Чтобы лучше понять это, нужно совершить небольшой экскурс в японскую историю и культуру.






Отношения мужчин и женщин в Японии в старину очень отличались от того, что мы сейчас видим вокруг себя и скорее напоминают те, что распространены в беднейших странах Ближнего Востока. Жена полностью зависела от мужа и, фактически, была его собственностью. Девочке из семьи, не состоявшей при дворе, с рождения было уготовано два пути: либо быть выданной замуж за наиболее понравившегося её родителям кандидата, либо быть проданной в публичный дом или в «окия» — дом гейш. И ещё неизвестно, что из всего этого было хуже.


Японская мораль не считает секс грязным, а проституцию — греховным или недостойным занятием, поэтому закон о полном запрете проституции вышел в Японии только в 1958 году. До этого времени все более-менее состоятельные японцы проводили в весёлых кварталах большУю часть свободного времени. Государство только следило за тем, чтобы все проститутки были зарегистрированы и платили отчисления с доходов. Соответственно, запрещена была проституция без лицензии. Гейши, как не имевшие лицензии, могли только развлекать и разогревать клиентов до прихода ю:дзё (проституток).


Чтобы попасть на о-дзасики, нужна рекомендация. Только личная рекомендация одного из уважаемых клиентов, даже телефонным звонком обойтись нельзя. Исключение составляют звёзды кино мировой величины и важные политические деятели, уровня президентов и министров. Если новенькому повезло, то он сможет посетить банкет, однако даже лучшие рекомендации не помогут кому бы то ни было прийти на о-дзасики в одиночку. Увидеть гейш — не цель посетителей о-дзасики, это, в первую очередь, коллективное мероприятие. Обычно на каждого клиента нанимается отдельная гейша или ученица. Гейши помогают посетителям расслабиться, ведут беседы на интересные этим конкретным клиентам. Например, если ожидается несколько банковских работников, то гейши перед банкетом будут изучать биржевые сводки и экономические колонки в газетах. Кроме бесед подразумевается традиционная японская кухня и много сакэ. Японцы очень закомплексованы правилами и условностями, поэтому сакэ выпивается действительно много. Настолько много, что учениц токийских гейш называют «о-сяку-сан», госпожой разливающей.

Гейши разбавляют разговоры выступлениями, традиционными танцами и песнями. Для непосвящённого танцы выглядят чересчур статичными (почти всё время исполнительница стоит на одном месте), а песни — немелодичными и занудными. Но для знатоков исполнение гейш — эталон стиля. Обыватели могут увидеть таланты гейш в искусствах на фестивалях, проводящихся несколько раз в год, за умеренную плату. Кроме того, гейши Киото летом разливают пиво в городском саду. И всё.


«Неужели это и всё, что делают гейши с клиентами?!» Да! Европейцам трудно понять, как женщина может развлекать мужчину за деньги, не прибегая к сексу. Японцам же (особенно тем, кому куртизанки высшего класса были не по карману) было вполне понятно, почему гейша, которую даже нельзя поцеловать, лучше жены. Гейша всегда в хорошем настроении, на ней всегда надето кимоно из лучших магазинов. Её причёска идеальна. Она мила и приветлива. Разумеется, такая женщина стоит тех денег, что платят за её общество.

 

Внешне гейшу отличает кимоно и густо набелённое лицо. Однако, гейш частенько путают с гейшами-ученицами — майко. «Гэйся» (именно так пишется японское слово) означает «тот, кто занимается искусствами». «Майко» же — «танцующая девочка». Майко выглядит более эффектно: на ней кимоно, покрытое узорами сверху донизу, кимоно гейши имеет узоры только ниже пояса. Сам пояс «оби» у майко сзади свисает почти до земли, у гейш же он завязан в бант.
Хотя майко на европейский взгляд выглядят заметнее, японцы знают, что яркие краски призваны оттенять неумелость майко. Чем старше становится ученица, тем более спокойны цвета в её наряде.
 
Условия, которые нужно соблюсти, чтобы стать гейшей, отличаются в разных городах.
Традиционно в Киото и Нара подготовка более жёсткая, а гейши Токио живут более свободно. О-сяку из Токио учатся по сокращённой программе, они могут жить в своём доме, а не в окия. Им не делают причёсок в парикмахерских, они носят парики. В Киото и Нара парики носят только гейши. В маленьких городах правила могут варьироваться сильнее: в Андзё соискательница сразу дебютирует как гейша, а причёски они носят только для исполнения некоторых танцев. Киотосские майко учатся пять лет, причём в первые 4—5 месяцев им даже не разрешается посещать о-дзасики и выступать. Эти первые месяцы «абитуриентка» называется «сикоми», то есть ученицей. Из пяти поступивших на обучение, майко становятся только двое. Причиной этому является то, что сикоми должны переезжать в домик гейш «окия» и выполнять там обязанности прислуги, в добавление к обязанности ежедневно посещать занятия. По окончании этого этапа проводится экзамен.


 Теперь девушка называется «минараи», это слово обозначает и метод обучения наблюдением за работой мастера и самого обучающегося. Примерный перевод — «(тот, кто) смотрит и учится». Минараи становятся на короткий промежуток времени, на две—три недели. В это время девушку красят как майко, но ярче, ей впервые делают причёску «момоварэ», одевают в самые цветистые кимоно и повязывают широкий пояс «оби». У майко пояс свисает свободно на всю длину, а у минараи — вполовину короче. Минараи посещают о-дзасики, где, собственно говоря, только смотрят и учатся.


Если всё прошло удачно, проводится церемония дебюта соискательницы в качестве официально зарегистрированной ученицы — «мисэдаси», дословно «готова для работы». Для этого случая надевается особое кимоно, чаще всего — сшитое специально для этой девушки, владелица окия дарит будущей майко набор шпилек, декорированных черепашьим панцирем, и несколько аксессуаров с вышитым сценическим псевдонимом девушки. Псевдоним даётся один раз на всю карьеру ещё во время этапа «сикоми», выбираются иероглифы, считающиеся «приносящими удачу». Кроме того, почти в каждом окия есть один или два компонента, использующихся в именах гейш и майко. Например, в окия Тама работали гейши Маюха, Судзуха и Котоха. В день мисэдаси табличка с именем новой майко выставляется в ряд с остальными именными табличками над дверью окия.


Мисэдаси проводится для того, чтобы владельцы чайных домиков, где будет работать майко, познакомились с ней. Владелица окия или выбранная «старшая сестра» проводят майко по важным для будущей работы местам и знакомят её с владельцами. Ведь это именно хозяева чайных домиков выбирают, кто из гейш будет приглашён на о-дзасики.

После мисэдаси для юной майко наступает период постоянного всеобщего внимания. Фотографы охотятся за необычными кадрами, туристы ловят майко на улицах и просят сфотографироваться. И никто не отменял ежедневные многочасовые занятия.

Гейши делятся на две большие группы: татиката и дзиката. Татиката — танцовщицы, они обычно дольше учатся и более известны. Дзиката — аккомпаниаторы, они могут пропустить некоторые этапы обучения и стать гейшами после трёх лет обучения, вместо пяти. В некоторых кварталах гейш разделение на татиката и дзиката отсутствует.



Каждый квартал «ханамати» или «кагай» имеет собственную бухгалтерию и администрацию. В Киото пять кварталов, в порядке убывания известности и привелегированности: Гион-ко:бу, Понто-тё:, Миягава-тё:, Гион-хигаси, Камиситикэн. Примечательно, что Гион-хигаси отделили от Гион-ко:бу в наказание за то, что его жительницы были уличены в занятиях проституцией.

9 комментариев:

  1. Вот одного не знала, про отделение Гион Кобу от Хигаси. Это когда же жительницы были уличены в проституции?Давно?Ведь, если давно, то могли бы ханамачи и соединиться... видать до сих пор обижен Кобу...

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, Эйфория, это случаем не вы были на форуме ханамачи?:))))

    ОтветитьУдалить
  3. О, привет Эйфория!Рада тебя снова видеть. Я тебя можно сказать случайно нашла. Но расстроилась, когда ты не отвечала, думала ты блок забросила. Никак не могла понять, что с Ханамачи произошло, а тут оказалось, что Гейко и Сакурако просто сменили интересы и стёрли форум... жалко. Я тут сообщество пытаюсь вести по Японии и гейшам, так что заходи, пости, тебе будем рады: http://www.liveinternet.ru/community/2445482/profile/
    Вообще рада, что хоть кто-то не забросил тему ханамачи, про майко и гейко!:)

    ОтветитьУдалить
  4. Честно говоря, несколько странно видеть большие цитаты из себя в этом сообществе: http://www.liveinternet.ru/community/2445482/post150723397/ (я пишу большинство статей по гейшам в Википедии). Можно было бы просто ссылку на статью «Внешность гейши» дать. Тем более, текст там давно поменялся и частично исправлен.

    ОтветитьУдалить
  5. Я вообще предлагаю перейти в имэйл-плоскость, а то тут комменты немного оффтоп получаются. Моя почта hopeitwillendup (gmail.com).

    ОтветитьУдалить
  6. konnichiwa)Предлагаю дружить блогами)Я размещу ссылку на двух своих блогах в разделе "Союзы" а Вы в свою очередь – ссылки на мои блоги)¨
    Два мои блоги как раз о мире гейш - http://allaboutgeisha.blogspot.com/ и http://geishafujiwaraokiya.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить