воскресенье, 7 августа 2011 г.

Почему современных гейш нельзя воспринимать серьёзно

Гейши — важная составляющая в деле пропаганды японской культуры самим японцам. Сегодня они зачастую воспринимаются жителями Японии как кристаллизованные образцы традиционных женщин. Я попробую написать, почему это мнение неверно.

Майко выступают в торговом центре

Исторически, гейши были относительно недорогим способом провести время для богатых купцов. Какое-то время гейши входили в свиту ойран, очень, очень дорогих проституток. Чтобы смягчить конкуренцию, гейшам запретили носить богато украшенные причёски и дорогие кимоно. Поэтому сегодняшние расфуфыренные гейши в сумасшедших нарядах — это, по большому счёту, моветон. Они носили очень скромные для своего времени причёски; они даже пояс завязывали не на груди, как обычные замужние горожанки, а как девочки — на спине. В толпе японцев XVII века гейшу найти было задачей нетривиальной, современные фотографии, на которых «гордая хранительница традиций в ультрафиолетовом кимоно с золотыми цветами одна идёт навстречу серому мегаполису», по большому счёту, это просто лол.


Токийские гейши, конец 1910-х

Майко, начало 2010-х


Вторая причина, по которой гейши сейчас выглядят странновато, — течение времени. До 1920-х гейши всеми силами старались быть законодательницами мод. Они выдумывали новые узлы поясов, новые причёски, шпильки, танцы. На пересечении XIX и XX веков они некоторое время старались осовремениться, надевали иногда европейскую одежду, делали европейские причёски. Потом кому-то пришло в голову, что гейши должны стать консервными банками для японской культуры, а им ничего делать и не оставалось. Причёски стандартизировали, узлы на поясах распределили по уровню мастерства. В итоге, современные гейши — скорее музейные экспонаты, а не женщины, которые волнуют умы. Они играют с клиентами в игры, в которые японцы уже не играют больше ста лет. Просто так теперь к гейшам не попадёшь, нужно рекомендацию. Цены очень выросли: ещё бы, когда в городе сто парикмахерских, в которых делают нужные симады или момоварэ, это одно, а когда их четыре? Вот.


Гейша, примерно 1910


Мамэтихо, 2010

Так и живём.

3 комментария:

  1. Кстати, удивляюсь, что у вас неправильная информация... завязывали на спине оби - ВСЕГДА. Его завязывали на груди лишь - куртизанки и вдовы. Видимо последние завязывали его для отличая, как у нас переодеваются во всё чёрное, чтобы дать понять о трауре.

    ОтветитьУдалить
  2. Это распространённое в рунете заблуждение. Лайза Делби его давно развеяла в своей книге на стр. 47—55 (можно ещё посмотреть её комментарии к видео http://www.youtube.com/watch?v=rebiXeM7h50). Все замужние женщины до XIX века носили пояс повязанным спереди.

    К трауру это не имело никакого отношения.

    ОтветитьУдалить
  3. Спереди???Но тогда почему во всех фильмах японских, где речь идёт о старых эпохах да и в самой Японии женщины всегда носят пояс сзади?Сама лично была в Японии девочкой и ни разу не было пояса спереди... а ведь японцы сохраняют традиции. Как же так вышло?

    ОтветитьУдалить